МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА


Публикуем программу "Повышение профессионального самосознания педагогов", рекомендуемую к работе педагогам-психологам дошкольных образовательных организаций.
Необходимость целенаправленного и систематического развития самосознания, перехода его на более высокий уровень, что является базовым условием профессионального развития человека, которая может быть решена участием педагогов в программе «Повышение профессионального самосознания».
Программа включает:
- программу «Повышение профессионального самосознания педагогов» с методическими рекомендациями для её реализации, требованиями к участникам программы и её ведущему, с указанием основных понятий и содержания изучаемого материала;
- содержание психологических (тренинговых) занятий, с указанием темы, цели, образовательных задач, формы проведения, теоретического материала;
- вспомогательный материал, размещенный в «Приложении», включающий теоретическую и диагностическую информацию, раздаточный материал к занятиям программы;
- методические рекомендации к реализации Программы;
- список литературы.
Количество часов по программе: 10 часов.

Программа повышения профессионального самосознания педагогов

Методические рекомендации у психолого-педагогической программе повышения профессионального самосознания педагогов

____________________________________________________________

Диагностическая психолого-педагогическая программа

«Выявление рисков дисгармоничного и искаженного развития детей раннего возраста» 

________________________________________________

КАРТОТЕКА ЭЛЕКТРОННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

(для использования в коррекционно-образовательной и развивающей работе специалистов психолого-педагогического сопровождения (учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов)

Термин «Электронные образовательные ресурсы» (ЭОР) объединяет весь спектр средств обучения, которые разработаны и воспроизводятся на базе компьютерных технологий. Одним из ЭОР являются электронные дидактические материалы. Электронным дидактическим материалом (ЭДМ) является цифровое пособие, которое позволяет реализовать воздействие на обучающегося в соответствии с его особенностями восприятия и предложить ему работу подходящего уровня сложности. Это все те же карты, таблицы, иллюстрации, а также видео-и аудиоматериалы — удобные для хранения, доступные для самостоятельной/ совместной со взрослым работы, дополненные интерактивными элементами. Дидактические материалы в электронном виде используются не только через компьютеры, телефоны, планшеты и другие личные цифровые устройства, но и совместно с бумажными изданиями, в форме фронтальной работы через интерактивные доски или простые проекторы. Под электронными дидактическими материалами (ЭДМ) мы понимаем документы, созданные для использования в образовательном /коррекционном процессе с помощью прикладных программ общего назначения и используемые в соответствии с содержанием рабочей программы педагога.

ЭДМ может содержать систему компьютерных заданий, справочную информацию, изучаемое содержание (с использованием текста, графики, анимационных сюжетов и др.), контрольные материалы. В электронный дидактический материал входят и материалы, предлагаемые родителям воспитанников для организации совместной деятельности с ребенком, для оказания помощи в отработке навыков, усвоении материала и др., а также для повышения их психолого-педагогической компетентности. В силу разных причин педагог не всегда имеет возможность непосредственно контактировать с ребенком или его родителями.  В этом случае выручают информационно-коммуникационные технологии, позволяющие в дистанционной форме предложить детям и родителям учебный материал. Основная цель таких заданий – освоение и закрепление материала в процессе выполнения творческого задания. Проблема в том, что для дошкольного образования и, в частности, для специалистов сопровождения разработано и разрабатывается явно недостаточное количество электронных образовательных ресурсов, электронных дидактических материалов как полноценных мультимедиа продуктов. Часто они не систематизированы, располагаются на разных сайтах, порталах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что затрудняет поиск и возможность использования. Собранный нами каталог – попытка собрать и систематизировать ЭДМ. В каталоге материалы собраны в 2 модуля: по учебным/лексическим темам и по сферам психологического развития детей раннего и дошкольного возраста. Материал будет полезен для реализации коррекционной и развивающей работы специалистов психолого-педагогического сопровождения: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов. Это уже имеющийся материал, находящийся в открытом доступе, который будет постоянно пополняться, редактироваться.

КАРТОТЕКА ЭЛЕКТРОННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

(для использования в коррекционно-образовательной и развивающей работе специалистов психолого-педагогического сопровождения (учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов)

____________________________________________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ В ДОО

Как составить программу воспитания для детского сада

У детских садов новая обязанность – составить рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы. Срок – до 1 сентября 2021 года. Алгоритм действий и пример программы смотрите в рекомендации. Там же – образец приказа, чтобы утвердить программу в составе ООП. 

Проведите педсовет

Новые требования связаны с поправками, которые внесли в Закон об образовании. Чтобы помочь коллегам разобраться в изменениях, обсудите их на педсовете.

Объясните, что поправки призваны усилить воспитательную миссию каждой образовательной организации, в первую очередь – детских садов. Поставьте задачу на ближайший год – подготовить такую программу воспитания, которая поможет каждому педагогу сосредоточиться на решении воспитательных и развивающих задач в комплексе с обучающими.

   Рассмотрите понятия, которые добавили в Закон. Расскажите, в чем суть изменений и как они повлияют на работу коллектива. Для наглядности раздайте коллегам памятку.

Создайте рабочую группу

Создайте рабочую группу, которая займется подготовкой программы воспитания и календарного плана. Включите в нее заместителя заведующего, старшего воспитателя, воспитателей и методистов, педагога-психолога.

Состав группы утвердите приказом. Издайте положение о ее работе.

Приказ о рабочей группе по разработке программы воспитания и календарного плана

Составьте проект программы воспитания

Поручите рабочей группе составить проект программы воспитания в детском саду. Пусть определит ее примерное содержание и структуру. Попросите руководствоваться методическими рекомендациями, которые разработали специалисты РАО. Несмотря на то, что рекомендации писали для школ, они помогут понять суть и назначение программы.

Предложите использовать готовый образец документа.

Содержание программы воспитания

Основное требование к содержанию программы – не противоречить ООП. Поэтому поручите членам рабочей группы проанализировать ООП ДО и выделить в ней воспитательные задачи. Затем методом мозгового штурма или с помощью «Корзины идей» определить примерное содержание программы воспитания.

 Попросите привлечь к разработке родителей. Для этого оформите уголок на стенде, куда родители смогут прикреплять свои предложения. Также поручите провести опрос на родительском собрании. Тема опроса – как родители представляют себе воспитательную программу, что хотели бы в ней видеть.

Структура программы воспитания

Предусмотрите в программе четыре раздела:

1) особенности воспитательного процесса в детском саду;

2) цель и задачи воспитания;

3) виды, формы и содержание деятельности;

4) основные направления самоанализа воспитательной работы.

В первом разделе надо описать специфику расположения детского сада и особенности социального окружения. Указать источники положительного или отрицательного влияния на детей, значимых партнеров детского сада и особенности контингента. Перечислить оригинальные воспитательные находки педагогического коллектива. Попросите упомянуть важные для детского сада принципы и традиции воспитания, если они есть. Объясните, что не нужно копировать содержание ООП, в том числе ее пояснительной записки. Первый раздел должен занимать не более одной страницы.

Во втором разделе формулируют цель воспитания и задачи, которые детскому саду предстоит решать для ее достижения. Напомните членам рабочей группы, что цель воспитания должна соответствовать целям ООП. Например, ей может быть личностное развитие детей. Задачи определяют исходя из специфики детского сада и особенностей воспитанников.

 В разделе «Виды, формы и содержание деятельности» попросите указать, каким образом будут реализованы поставленные цели и задачи воспитания. Раздел может состоять из набора тематических модулей, которые направлены на решение одной из поставленных задач воспитания или соответствуют одному из направлений воспитательной работы детского сада. Например, фольклорные мероприятия, физкультурные события, работа с родителями.

 Четвертый раздел посвящают самоанализу воспитательной работы детского сада. Не надо указывать его результаты. Важно перечислить основные направления, критерии и способы осуществления. Желательный объем – не более одной страницы текста.

Разработайте проект календарного плана воспитательной работы

Поручите рабочей группе составить к программе воспитания проект календарного плана воспитательной работы детского сада. Можно сделать его на год или на весь период освоения дошкольной программы и корректировать при необходимости.

Попросите разделить план на несколько частей в соответствии с направлениями, закрепленными в модулях программы воспитания. Проверьте, указали ли возрастную категорию воспитанников, для которой организуете мероприятия.

Согласуйте проекты с родителями

Направьте проекты программы воспитания и календарного плана совету родителей, учтите его мнение. Это важно, так как родители имеют право принимать участие в подготовке (ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Ознакомьте с проектами на родительском собрании или направьте их по электронной почте и в мессенджерах. Организуйте обсуждение, например онлайн по Skype, или попросите направить замечания письменно.

 Поручите рабочей группе рассмотреть замечания и доработать проекты, если это не противоречит основным направлениям развития детского сада. При желании направьте доработанные проекты родителям повторно и дождитесь их мнения.

Утвердите программу воспитания и план

Сделайте рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы частью ООП (п. 9 ст. 2 и ч. 2 ст. 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Для этого внесите изменения в основную образовательную программу детского сада.

 Рассмотрите окончательные версии проектов рабочей программы воспитания и календарного плана на заседании педагогического совета. Если замечаний нет, издайте приказ и включите программу воспитания и план в состав ООП ДО.

 Рабочая программа воспитания для ДОУ (пример)

______________________________


Материалы городского семинара-практикума
 "Наглядно-игровые пособия как средство эффективной
 коррекционной работы с детьми с ОВЗ"
 
1. "Наглядно-игровые пособия пособия как средство эффективной коррекционной работы с работы с детьми с ОВЗ». Супоросова Ирина Николаевна, старший воспитатель, Петропавловская Людмила Владимировна, воспитатель МБУ «Школа № 18» структурное подразделение Детский сад.
2.  «Дидактические игры из фетра для развития речевой деятельности дошкольников». Егорова Виктория Викторовна, воспитатель МБУ «Школа № 18» структурное подразделение Детский сад.

3.     «Маркеры игрового пространства как элемент развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования». Суркова Анна Александровна, воспитатель МБУ «Школа № 18» структурное подразделение Детский сад.
4.     «Игровая-ширма» как средство преодоления нарушений у детей с ЗПР». Габбасова Бахора Комиловна, учитель-дефектолог, Воспинникова Анастасия Николаевна, воспитатель МБУ «Школа № 18» структурное подразделение Детский сад.

5.     «Многофункциональное мобильное дидактическое пособие «Сундучок сказок» для детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи". Маркова Юлия Александровна, учитель-логопед, МБУ «Школа № 18» структурное подразделение Детский сад.
6.     «Использование игровых пособий «Световой стол» и «Световая песочница» в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ». Максимова Марина Анатольевна, педагог – психолог, Ботова Елена Эдвардовна, воспитатель МБУ «Школа № 18» структурное подразделение Детский сад.
7.     «Ширма «Развивайка» как элемент коррекционно-развивающего пространства для детей с ЗПР». Милютина Лариса Вячеславовна, Губайдуллина Надежда Робертовна, учителя-дефектологи, Петропавловская Людмила Владимировна, воспитатель МБУ «Школа № 18» структурное подразделение Детский сад.

Публикуем материалы участников Городского научно-практического педагогического марафона "От компетентного педагога к новому качеству образования" в 2019 году

1. Игровые тренажеры для сохранения и укрепления мышц глаз у детей дошкольного возраста при проведении зрительной гимнастики.  Гурман Юлия Олеговна, Самсонова Наталья Павловна, Попова Алена Сергеевна, Танцура Валентина Махаматовна.

3. Интерактивное пособие "Чудо-фартук". Педагоги МБУ "Школа № 3" СП ДС "Березка"

8. Технология использования игр с липучками в работе с детьми раннего возраста с задержкой психо-речевого развития.  Гусева Татьяна Николаевна, Куцевалова Светлана Николаевна, Яримович Валентина Яковлевна.

9. Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей раннего возраста.  Елена Александровна Казакова, Татьяна Михайловна Лазутина.

10. «Ум на кончиках пальцев».  Боярова Наталья Александровна, Милованова Елена Валентиновна, Швецова Любовь Геннадьевна.

Методические рекомендации

Проект "Профессиональное здоровье педагога"

Работа педагога в современной образовательной организации представляет собой сложный многоуровневый процесс, в ходе которого встречаются трудности как профессионального, так и личного характера. Профессиональные трудности зачастую игнорируются. Личные проблемы переживаются в той или иной форме, не всегда находя решение. И профессиональные и личные проблемы, накапливаясь, создают так называемую профессиональную деформацию педагога, которая постепенно возрастая, препятствует полноценному вовлечению в социальные и общественные процессы. Многие педагоги не осознают самого факта существования процессов изменения личности. В дальнейшем идет перекладывание проблем педагога на обучающихся, что значительно ухудшает процесс обучения и создает негативный эмоциональный фон, приводит к нарушениям в коммуникации, вредит профессиональному здоровью.
Как организовать работу с педагогическим коллективом, направленную на сохранение и укрепление профессионального здоровья его участников? Представляем к вниманию проект "Профессиональное здоровье педагога"

Тренинг позитивного мировосприятия для педагогов "Жизнь щедро дарит радости часы" , автор Агафонова Е.М. (материал публикуется "Педагоги-психологи"https://vk.com/club59899136)

Игры и упражнения с дошкольниками на снятие тревожности

Представляем подборку игр и упражнений, с помощью которых вы сможете самостоятельно заниматься с ребенком. Эти упражнения можно использовать для эмоциональной разрядки ребенка, показаны при повышенной злости, раздражительности, напряженности, тревожности и страхах. Похожие упражнения проводят психологи на сеансах психокоррекции.


Материалы специалистов по работе с различными категориями детей с ОВЗ

Учителя-дефектологи

Педагоги-психологи

Учителя-логопеды


Комментариев нет:

Отправить комментарий