Работа педагога-психолога в удаленном режиме
В
связи со сложной эпидемиологической
ситуацией в стране детские сады и школы перешли на удаленный режим
работы. В сложившейся ситуации большое
значение имеет психолого-педагогическое сопровождение образовательного
процесса, при организации которого особое внимание необходимо уделить оказанию
психологической помощи и поддержки семьям с детьми.
В
связи со сложной эпидемиологической
ситуацией в стране детские сады и школы перешли на удаленный режим
работы. В сложившейся ситуации большое
значение имеет психолого-педагогическое сопровождение образовательного
процесса, при организации которого особое внимание необходимо уделить оказанию
психологической помощи и поддержки семьям с детьми.
Изменение режима образования
предполагает выстраивание алгоритма организации взаимодействия педагогических
работников и педагогов-психологов с обучающимися и их родителями (законными
представителями), предусматривающего:
- установление
и поддержание контактов педагога-психолога с членами семей, педагогическими
работниками и администрацией образовательных организаций;
- проведение консультаций и мероприятий просветительского, методического, организационного характера, в том числе по проблемам организации образовательной деятельности и досуга в домашних условиях, повышения мотивации обучающихся на участие в дистанционных занятиях, повышения адаптации субъектов образовательного процесса к новым условиям обучения, применения педагогических технологий, способствующих повышению эффективности удалённых форм учебных занятий.
- проведение консультаций и мероприятий просветительского, методического, организационного характера, в том числе по проблемам организации образовательной деятельности и досуга в домашних условиях, повышения мотивации обучающихся на участие в дистанционных занятиях, повышения адаптации субъектов образовательного процесса к новым условиям обучения, применения педагогических технологий, способствующих повышению эффективности удалённых форм учебных занятий.
Психологическая работа должна предусматривать:
- применение в практике педагога-психолога
форм и методов экстренной и кризисной психологической помощи (в т.ч. в
дистанционном формате), с целью быстрого снижения возможных негативных эффектов
(паника, слухи, агрессивные проявления);
- психологическое
консультирование родителей и близких членов семей обучающегося, в т.ч.,
направленное на развитие умений справляться с изменившимися условиями жизни;
- информирование
о консультативной психологической помощи, оказываемой анонимно (в том числе с
использованием Телефона доверия);
- привитие навыков совладающего
поведения всем субъектам образовательной среды; обучение их навыкам
саморегуляции (разные возрастные, целевые группы);
- организация в дистанционной форме групп взаимоподдержки с семьями с детьми, обучение возможностям выхода из состояния дискомфорта, повышения стрессоустойчивости в домашних условиях, повышения уровня коммуникации в семье.
- организация в дистанционной форме групп взаимоподдержки с семьями с детьми, обучение возможностям выхода из состояния дискомфорта, повышения стрессоустойчивости в домашних условиях, повышения уровня коммуникации в семье.
Ресурсы, на которые можно опираться:
1. Сетевые технологии:
- синхронные (голосовые и видеоконференции, чаты, Skype, инструменты совместной работы, например, Google-документы);
- асинхронные (форумы, электронная почта, web-сайты).
1. Сетевые технологии:
- синхронные (голосовые и видеоконференции, чаты, Skype, инструменты совместной работы, например, Google-документы);
- асинхронные (форумы, электронная почта, web-сайты).
2. Цифровые
образовательные ресурсы, включающие:
-
текстовые компоненты, содержащие
преимущественно текстовую информацию (электронный вариант учебника и/или
учебного пособия, текстовые или веб-страницы, файл, ссылка на файл или
веб-страницу, глоссарий, анкета и др.);
-
звуковые компоненты, содержащие
цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее
прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения
(аудиолекции, аудиозаписи и др.);
-
мультимедийные компоненты, в которых
сочетается информация различных видов (мультимедийный электронный учебник,
видео лекции, слайд-лекции, учебные кинофильмы и др.).
Работа педагога- психолога в условиях
дистанта также
должна осуществляться в рамках
основных направлений деятельности, предусмотренных Профессиональным стандартом
«Педагог-психолог в сфере образования», но с использованием вышеуказанных
ресурсов.
1.
Психологическое консультирование
субъектов образовательного процесса.
Психологическое консультирование
всех субъектов образовательного процесса может
осуществляться
в виде дистанционных консультаций при помощи телефона, электронной почты,
программ Skype, Zoom, WhatsApp, онлайн-консультации на школьном сайте и т.п.
2.
Психологическое просвещение
субъектов образовательного процесса.
В
условиях перехода на дистанционный
формат обучения основным ресурсом для реализации данного направления должен
стать официальный сайт ОУ и персональные сайты педагогов-психологов, на которых будут
публиковаться различные материалы для всех участников образовательного процесса
– обучающихся, педагогов, родителей (рекомендации, памятки, видеоконференции,
вебинары, презентации, фильмы, видеосюжеты и
т.п.).
3.
Диагностическая работа.
В
настоящее время многие
психологические тесты существуют в компьютерном варианте, их можно приобрести
или скачать в Интернете:
http://www.psychometrica.ru/
http://psytest.info/taxonomy/term/16/all
http://vch.narod.ru/myprog.htm
http://psylib.myword.ru/index.php?s=72e17d098e61cd4b85aacb07e02d6da0&automodule=
downloads&showcat=14
Еще
один вариант – создать их самостоятельно с помощью Интернет-конструкторов: http://www.uchportal.ru/load/3-1-0-910
http://www.uchportal.ru/load/3-1-0-1
http://soft.softodrom.ru/ap/Konstruktor-testov-p4024 http://freesoft.ru/?id=7999
4.
Коррекционно-развивающая работа.
Коррекционные занятия
(групповые и индивидуальные) также,
как и проведение
обычных
уроков, необходимо перевести в дистанционный режим. Для этого можно
использовать:
- официальный сайт ОУ или персональный сайт педагога-психолога, на котором выставляются
расписание групповых и индивидуальных коррекционных занятий, задания;
- электронную
почту (индивидуальные задания высылаются родителям детей, предлагаются рекомендации по выполнению);
- онлайн-
и мобильные тренажеры, развивающие игры. Их можно скачать на сайтах: http://gameboss.ru/games/all/page-2_
http://www.solnet.ee/games/g1.html
http://logicgame.com.ua/index.php?l=ua
http://adalin.mospsy.ru/disc57.shtml
http://www.effecton.ru/758.html
- материалы для организации коррекционно-развивающей работы
онлайн, такие как
https://brainapps.ru/
https://learningapps.org/index.php?category=91&s=
Важной и
часто проблемной для педагогов- психологов является фиксация результатов
психологической работы в журнале учета видов деятельности. Для этого можно использовать сервис Яндекс. Формы, предлагая родителям воспитанников ссылку на регистрацию и анкету обратной связи по итогам работы.
5.
Организационно-методическая работа.
В
условиях перехода на дистанционное
обучение осуществление данного вида деятельности педагогами-психологами не
должно вызывать затруднений, т.к. оформление документации, обработку
результатов психологической диагностик, составление отчетной документации, разработку коррекционных программ и т.п.
возможно осуществлять дистанционно, не находясь на рабочем месте.
В качестве повышения своего профессионального уровня рекомендуем для ознакомления и изучения некоторые психологические сайты и другие информационные ресурсы:
В качестве повышения своего профессионального уровня рекомендуем для ознакомления и изучения некоторые психологические сайты и другие информационные ресурсы:
- http://infourok.ru –
«Инфоурок» - ведущий образовательный портал России;
- http://nsportal.ru – социальная
сеть работников образования «Наша сеть»;
- http://www.psychologos.ru/articles/view/psihologos – Энциклопедия практической психологии «Психологос» - сайт, созданный под редакцией профессора,
доктора психологических наук Н.И. Козлова, содержит на своих страницах большое количество полезных материалов, написанных профессиональными психологами;
- http://www.psychologos.ru/articles/view/psihologos – Энциклопедия практической психологии «Психологос» - сайт, созданный под редакцией профессора,
доктора психологических наук Н.И. Козлова, содержит на своих страницах большое количество полезных материалов, написанных профессиональными психологами;
- http://psyresearchdigest.blogspot.ru/ - блог «Дайджест
психологических исследований» –
это обзор научных исследований по психологии и смежным областям, публикующихся
в международных научных журналах;
- http://flogiston.ru/reviews/sites/socialpsy – интернет-портал «Социальный психолог»,
созданный сотрудниками факультета социальной психологии МГППУ – информационная и интерактивная среда для ученых, профессиональных психологов и студентов;
- http://www.vygotsky.mgppu.ru/index.php/ru.html?start=4 - сайт отражает деятельность Международной кафедры культурно-исторической психологии МГППУ, представляет международный научный журнал «Культурно-историческая психология», российское
созданный сотрудниками факультета социальной психологии МГППУ – информационная и интерактивная среда для ученых, профессиональных психологов и студентов;
- http://www.vygotsky.mgppu.ru/index.php/ru.html?start=4 - сайт отражает деятельность Международной кафедры культурно-исторической психологии МГППУ, представляет международный научный журнал «Культурно-историческая психология», российское
отделение ISCAR (международное
общество культурно-деятельностных исследований). Ориентирован на ученых,
работающих в области Культурно-исторической психологии, студентов, аспирантов и
практикующих психологов, интересующихся идеями школы Л.С. Выготского;
- http://www.childpsy.ru – информационный-методический
портал «Детская психология», который освещает все направления
возрастной психологии, отрасли детской психологии, содержит публикации научных
результатов психологических и педагогических исследований, обзоры книг,
хрестоматии;
- http://www.psytoys.ru – сайт методического центра МГППУ «Игры и игрушки». Ориентирован, в первую очередь, для родителей и педагогов,
основная цель – помочь выбрать среди огромного числа игрушек именно те, которые
необходимы ребенку в определенном возрасте. В основе выбора игрушек лежит
психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек, разработанная авторами
сайта;
- http://rospsy.ru – сайт «Российская психология», информационно-аналитический портал, освещающий все события и оперативную
информацию о Психологической жизни России;
- https://mgppu.ru/- официальный сайт Московского городского психолого– педагогического университета;
- http://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html – журнал «Вестник Московского университета»;
- http://www.voppsy.ru- журнал «Вопросы
психологии»;
- http://jvnd.ru- Журнал
высшей нервной деятельности И.П. Павлова;
- http://psyjournal.ru-Журнал
практической психологии и психоанализа;
- http://psy.1september.ru - журнал «Школьный
психолог»;
- http://rusata.ru/- интернет- ресурс
по арт-терапии.
При подготовке были использованы
материалы:
https://psy.1sept.ru/view_article.php?ID=200902404
http://imc.tomsk.ru/wp-content/uploads/2020/04/Особенности-работы-педагога-психолога-в-дистанционном-режиме.pdf
Комментариев нет:
Отправить комментарий