вторник, 2 июня 2020 г.

Работа педагога-психолога в удаленном режиме
В     связи со сложной эпидемиологической ситуацией в стране детские сады и школы перешли на удаленный режим работы. В сложившейся ситуации большое значение имеет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, при организации которого особое внимание необходимо уделить оказанию психологической помощи и поддержки семьям с детьми.

Изменение режима образования предполагает выстраивание алгоритма организации взаимодействия педагогических работников и педагогов-психологов с обучающимися и их родителями (законными представителями), предусматривающего:

- установление и поддержание контактов педагога-психолога с членами семей, педагогическими работниками и администрацией образовательных организаций;
- проведение консультаций и мероприятий просветительского, методического, организационного характера, в том числе по проблемам организации образовательной деятельности и досуга в домашних условиях, повышения мотивации обучающихся на участие в дистанционных занятиях, повышения адаптации субъектов образовательного процесса к новым условиям обучения, применения педагогических технологий, способствующих повышению эффективности удалённых форм учебных занятий.

Психологическая работа должна предусматривать:
-  применение в практике педагога-психолога форм и методов экстренной и кризисной психологической помощи (в т.ч. в дистанционном формате), с целью быстрого снижения возможных негативных эффектов (паника, слухи, агрессивные проявления);
-   психологическое консультирование родителей и близких членов семей обучающегося, в т.ч., направленное на развитие умений справляться с изменившимися условиями жизни;
-    информирование о консультативной психологической помощи, оказываемой анонимно (в том числе с использованием Телефона доверия);
-    привитие навыков совладающего поведения всем субъектам образовательной среды; обучение их навыкам саморегуляции (разные возрастные, целевые группы);
-    организация в дистанционной форме групп взаимоподдержки с семьями с детьми, обучение возможностям выхода из состояния дискомфорта, повышения стрессоустойчивости в домашних условиях, повышения уровня коммуникации в семье.

Ресурсы, на которые можно опираться:
1.      Сетевые технологии:
-    синхронные (голосовые и видеоконференции, чаты, Skype, инструменты совместной работы, например, Google-документы);
-  асинхронные (форумы, электронная почта, web-сайты).
2.      Цифровые образовательные ресурсы, включающие:
-        текстовые компоненты, содержащие преимущественно текстовую информацию (электронный вариант учебника и/или учебного пособия, текстовые или веб-страницы, файл, ссылка на файл или веб-страницу, глоссарий, анкета и др.);
-    звуковые компоненты, содержащие цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения (аудиолекции, аудиозаписи и др.);
-     мультимедийные компоненты, в которых сочетается информация различных видов (мультимедийный электронный учебник, видео лекции, слайд-лекции, учебные кинофильмы и др.).

Работа  педагога- психолога  в  условиях  дистанта  также  должна осуществляться в рамках основных направлений деятельности, предусмотренных Профессиональным стандартом «Педагог-психолог в сфере образования», но с использованием вышеуказанных ресурсов.

1.      Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса.
Психологическое консультирование всех субъектов образовательного процесса может

осуществляться в виде дистанционных консультаций при помощи телефона, электронной почты, программ Skype, Zoom, WhatsApp, онлайн-консультации на школьном сайте и т.п.

2.      Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса.
В    условиях перехода на дистанционный формат обучения основным ресурсом для реализации данного направления должен стать официальный сайт ОУ и персональные сайты педагогов-психологов, на которых будут публиковаться различные материалы для всех участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей (рекомендации, памятки, видеоконференции, вебинары, презентации, фильмы, видеосюжеты и     т.п.). 

3.      Диагностическая работа.
В     настоящее время многие психологические тесты существуют в компьютерном варианте, их можно приобрести или скачать в Интернете:
http://www.psychometrica.ru/
http://psytest.info/taxonomy/term/16/all
http://vch.narod.ru/myprog.htm
http://psylib.myword.ru/index.php?s=72e17d098e61cd4b85aacb07e02d6da0&automodule=

downloads&showcat=14
Еще один вариант – создать их самостоятельно с помощью Интернет-конструкторов: http://www.uchportal.ru/load/3-1-0-910
http://www.uchportal.ru/load/3-1-0-1 http://soft.softodrom.ru/ap/Konstruktor-testov-p4024 http://freesoft.ru/?id=7999

4.      Коррекционно-развивающая работа.

Коррекционные  занятия  (групповые  и  индивидуальные)  также,  как  и  проведение

обычных уроков, необходимо перевести в дистанционный режим. Для этого можно использовать:
- официальный сайт ОУ или персональный сайт педагога-психолога, на котором выставляются расписание групповых и индивидуальных коррекционных занятий, задания;
электронную почту (индивидуальные задания высылаются родителям детей, предлагаются рекомендации по выполнению);
- онлайн- и мобильные тренажеры, развивающие игры. Их можно скачать на сайтах: http://gameboss.ru/games/all/page-2_

http://www.solnet.ee/games/g1.html

http://logicgame.com.ua/index.php?l=ua

http://adalin.mospsy.ru/disc57.shtml

http://www.effecton.ru/758.html

-    материалы для организации коррекционно-развивающей работы онлайн, такие как

https://brainapps.ru/
https://learningapps.org/index.php?category=91&s=

Важной и часто проблемной для педагогов- психологов является фиксация результатов психологической работы в журнале учета видов деятельности. Для этого можно использовать сервис Яндекс. Формы, предлагая родителям воспитанников ссылку на регистрацию и анкету обратной связи по итогам работы. 
5.      Организационно-методическая работа.

В     условиях перехода на дистанционное обучение осуществление данного вида деятельности педагогами-психологами не должно вызывать затруднений, т.к. оформление документации, обработку результатов психологической диагностик, составление отчетной документации, разработку коррекционных программ и т.п. возможно осуществлять дистанционно, не находясь на рабочем месте. 

В качестве повышения своего профессионального уровня рекомендуем для ознакомления и изучения некоторые психологические сайты и другие информационные ресурсы:

-  http://infourok.ru – «Инфоурок» - ведущий образовательный портал России;
http://nsportal.ru социальная сеть работников образования «Наша сеть»;
http://www.psychologos.ru/articles/view/psihologos  Энциклопедия         практической психологии «Психологос» - сайт, созданный под редакцией профессора,
доктора психологических наук Н.И. Козлова, содержит на своих страницах большое количество полезных материалов, написанных профессиональными психологами;
http://psyresearchdigest.blogspot.ru/ - блог «Дайджест психологических исследований» – это обзор научных исследований по психологии и смежным областям, публикующихся в международных научных журналах;

-    http://flogiston.ru/reviews/sites/socialpsy    интернет-портал  «Социальный  психолог»,
созданный сотрудниками факультета социальной психологии МГППУ – информационная и интерактивная среда для ученых, профессиональных психологов и студентов;
http://www.vygotsky.mgppu.ru/index.php/ru.html?start=4 - сайт отражает деятельность Международной кафедры культурно-исторической психологии МГППУ, представляет международный научный журнал «Культурно-историческая психология», российское

отделение ISCAR (международное общество культурно-деятельностных исследований). Ориентирован на ученых, работающих в области Культурно-исторической психологии, студентов, аспирантов и практикующих психологов, интересующихся идеями школы Л.С. Выготского;

-    http://www.childpsy.ru  информационный-методический портал «Детская психология», который освещает все направления возрастной психологии, отрасли детской психологии, содержит публикации научных результатов психологических и педагогических исследований, обзоры книг, хрестоматии;

http://www.psytoys.ru сайт методического центра МГППУ «Игры и игрушки». Ориентирован, в первую очередь, для родителей и педагогов, основная цель – помочь выбрать среди огромного числа игрушек именно те, которые необходимы ребенку в определенном возрасте. В основе выбора игрушек лежит психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек, разработанная авторами сайта;

-    http://rospsy.ru сайт «Российская психология», информационно-аналитический портал, освещающий все события и оперативную информацию о Психологической жизни России;

https://mgppu.ru/- официальный сайт Московского городского психолого– педагогического университета;

http://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html журнал «Вестник Московского университета»;

-   http://www.voppsy.ru- журнал «Вопросы психологии»;

-   http://jvnd.ru- Журнал высшей нервной деятельности И.П. Павлова;

-   http://psyjournal.ru-Журнал практической психологии и психоанализа;
-   http://psy.1september.ru  - журнал «Школьный психолог»;

-   http://rusata.ru/- интернет- ресурс по арт-терапии.

При подготовке были использованы материалы:

https://psy.1sept.ru/view_article.php?ID=200902404
http://imc.tomsk.ru/wp-content/uploads/2020/04/Особенности-работы-педагога-психолога-в-дистанционном-режиме.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий