воскресенье, 12 апреля 2020 г.


Школа самоизоляции: как найти плюсы в карантине?
 Объясняет доктор психологических наук Александр Асмолов
Изменятся ли наши личности после самоизоляции? Что ждет онлайн-образование? И почему нахождение в карантине – время разводов? Доктор психологических наук Александр Асмолов ответил на эти вопросы во время онлайн-конференции «Антихрупкость», организованной бизнес-школой «Сколково». Мы записали его размышления.
За время карантина мы уже вкусили различные последствия наступившего кризиса. И слово «вкусили» точно передает смысл: мы будем узнавать из постепенно. Но главной вопрос: понимаем ли мы, зачем это с нами происходит? По каким причинам в разных уголках планеты люди идут на самоизоляцию? И какую жизнь сейчас организовать? Нам всем надо разобраться, принимаем ли мы происходящее, или кризис – это насилие над нашим образом жизни и сценариями развития. Здесь я возвращаюсь к своей любимой формуле, которая принадлежит австрийскому психиатру Виктору Франклу: «Тот, кто знает Зачем, сумеет выстоять любое Как».
Самоизоляция – вопрос социальной и психологической гигиены общества. Мы противостоим пандемии и инфодемии, когда оказываемся изолированными, чтобы сохранить жизнь своим пожилым близким.
И выбор за нами: переживать эту изоляцию как насланный на нас жуткий стресс или как обыкновенный кризис.
Первая стратегия восприятия ситуации – стратегия страуса. Меня изолировали, а я не понимаю зачем. Я считаю, что многие риски, о которых вещают по телевизору, говорят на улице – это переоценка кризиса. Меня кризис обойдет. Это не моя проблема. Здесь проявляются стереотипы разных стран: в России любимое «авось пронесет». Промчится мимо, не такое переживали.
Однако формула «моя хата с краю, ничего не знаю» не работает. Перед нами планетарная эпидемия, и это проверка на жизнь сообща. Во Франции об этом говорит исследователь Марен, в Израиле – футуролог Харари. Гигиена и изоляция – спасение других и спасение себя. Здесь становится очевидным, что каждый человек – одновременно и другой человек. Изолируя себя, ты спасаешь других.
Вторую стратегию называют «vigilance» – бдительность. В этом случае человек не уходит в глубокое отрицание реальности, с которой столкнулся. Он понимает: чем полнее мы увидим картину происходящего, тем скорее сможем найти выход из критической ситуации. И наша задача во время эпидемии – искать новые возможности.
Сегодняшняя ситуация – школа не только для политиков и бизнеса, но и для образования. Вот уже какую неделю по планете катится волна онлайн-коммуникации. В России мы буквально впрыгнули в онлайн-образование. Мы не были к этому готовы. Но жареный петух на то и жареный, что клюет всегда внезапно и в самые неподходящие места.
Только ленивый не рассказывал, каким будет онлайн-образование. Спорили, тестировали. Но слова «цифровая трансформация образования» звучали как заклинания. Да, это когда-то будет. Теперь же не успели мы почистить шпаги, их нужно вынимать из ножен. Сейчас важно найти экспертов онлайн-образования и учиться у них. Я верю, что кризис сделает наше образование смешанным: офлайн + онлайн. Мы выйдем из него с куда большими возможностями. Образование станет вариативным, появится индивидуальный подход, мы наконец поймем, как подавать информацию в интернете.
Долгая изоляция влияет и на семейные отношения. Статистика говорит, что после введения карантина в китайской провинции Хубэй число разводов выросло на 20%.
Когда мы вынуждены быть лицом к лицу с близкими, происходит психологическое и человеческое узнавание. Люди задают себе вопросы: правильно ли мы выбрали друг друга? Совместимы ли мы? Это полоса социально-психологических рисков.
У нас всегда есть возможность не быть одинокими, нам всегда есть с кем поговорить. Назову одного из самых интересных собеседников, мы редко с ним общаемся, а порой боимся приблизиться к нему – это мы сами. Задайте вопросы самому себе, задумайтесь о смысле жизни. У вас есть время остановиться и оглянуться. Что вы успели сделать? Ради чего стараетесь? К чему стремитесь? Очень трудно с самим собой разговаривать по душам.
В изоляции у нас также появляется уникальная возможность посмотреть: кто он – значимый другой? Кто он рядом с нами? Наши дети, внуки, бабушки и дедушки, мамы и папы. Что нас в этой сложной ситуации может заинтересовать и объединить? Есть ли любимые общие книги и фильмы? Готовы ли мы вместе решать проблемы? Это время общения друг с другом. И нас не должно пугать расхождение мнений, на этот случай у римского философа Сенеки есть гениальная фраза: «Не согласись со мной хоть в чем-нибудь, чтобы нас было двое».


Комментариев нет:

Отправить комментарий