Школа самоизоляции: как найти плюсы в
карантине?
Объясняет доктор психологических наук Александр
Асмолов
Изменятся ли наши личности после самоизоляции?
Что ждет онлайн-образование? И почему нахождение в карантине – время разводов? Доктор
психологических наук Александр Асмолов ответил на эти вопросы во время онлайн-конференции
«Антихрупкость», организованной бизнес-школой «Сколково».
Мы записали его размышления.
За время карантина мы уже вкусили различные
последствия наступившего кризиса. И слово «вкусили» точно передает смысл: мы будем
узнавать из постепенно. Но главной вопрос: понимаем ли мы, зачем это с нами происходит?
По каким причинам в разных уголках планеты люди идут на самоизоляцию? И какую жизнь
сейчас организовать? Нам всем надо разобраться, принимаем ли мы происходящее, или
кризис – это насилие над нашим образом жизни и сценариями развития. Здесь я возвращаюсь
к своей любимой формуле, которая принадлежит австрийскому психиатру Виктору Франклу:
«Тот, кто знает Зачем, сумеет выстоять любое Как».
Самоизоляция – вопрос социальной и психологической
гигиены общества. Мы противостоим пандемии и инфодемии, когда оказываемся изолированными,
чтобы сохранить жизнь своим пожилым близким.
И выбор за нами: переживать эту изоляцию
как насланный на нас жуткий стресс или как обыкновенный кризис.
Первая стратегия восприятия ситуации
– стратегия страуса. Меня изолировали,
а я не понимаю зачем. Я считаю, что многие риски, о которых вещают по телевизору,
говорят на улице – это переоценка кризиса. Меня кризис обойдет. Это не моя проблема.
Здесь проявляются стереотипы разных стран: в России любимое «авось пронесет». Промчится
мимо, не такое переживали.
Однако формула «моя хата с краю, ничего
не знаю» не работает. Перед нами планетарная эпидемия, и это проверка на жизнь сообща.
Во Франции об этом говорит исследователь Марен, в Израиле – футуролог Харари. Гигиена
и изоляция – спасение других и спасение себя. Здесь становится очевидным, что каждый
человек – одновременно и другой человек. Изолируя себя, ты спасаешь других.
Вторую стратегию называют «vigilance» – бдительность. В этом случае
человек не уходит в глубокое отрицание реальности, с которой столкнулся. Он понимает:
чем полнее мы увидим картину происходящего, тем скорее сможем найти выход из критической
ситуации. И наша задача во время эпидемии – искать новые возможности.
Сегодняшняя ситуация – школа не только
для политиков и бизнеса, но и для образования. Вот уже какую неделю по планете катится
волна онлайн-коммуникации. В России мы буквально впрыгнули в онлайн-образование.
Мы не были к этому готовы. Но жареный петух на то и жареный, что клюет всегда внезапно
и в самые неподходящие места.
Только ленивый не рассказывал, каким
будет онлайн-образование. Спорили, тестировали. Но слова «цифровая трансформация
образования» звучали как заклинания. Да, это когда-то будет. Теперь же не успели
мы почистить шпаги, их нужно вынимать из ножен. Сейчас важно найти экспертов онлайн-образования
и учиться у них. Я верю, что кризис сделает наше образование смешанным: офлайн +
онлайн. Мы выйдем из него с куда большими возможностями. Образование станет вариативным,
появится индивидуальный подход, мы наконец поймем, как подавать информацию в интернете.
Долгая изоляция влияет и на семейные
отношения. Статистика говорит, что после введения карантина в китайской провинции
Хубэй число разводов выросло на 20%.
Когда мы вынуждены быть лицом к лицу
с близкими, происходит психологическое и человеческое узнавание. Люди задают себе
вопросы: правильно ли мы выбрали друг друга? Совместимы ли мы? Это полоса социально-психологических
рисков.
У нас всегда есть возможность не быть
одинокими, нам всегда есть с кем поговорить. Назову одного из самых интересных собеседников,
мы редко с ним общаемся, а порой боимся приблизиться к нему – это мы сами. Задайте
вопросы самому себе, задумайтесь о смысле жизни. У вас есть время остановиться и
оглянуться. Что вы успели сделать? Ради чего стараетесь? К чему стремитесь? Очень
трудно с самим собой разговаривать по душам.
В изоляции у нас также появляется уникальная
возможность посмотреть: кто он – значимый другой? Кто он рядом с нами? Наши дети,
внуки, бабушки и дедушки, мамы и папы. Что нас в этой сложной ситуации может заинтересовать
и объединить? Есть ли любимые общие книги и фильмы? Готовы ли мы вместе решать проблемы?
Это время общения друг с другом. И нас не должно пугать расхождение мнений, на этот
случай у римского философа Сенеки есть гениальная фраза: «Не согласись со мной хоть
в чем-нибудь, чтобы нас было двое».
Комментариев нет:
Отправить комментарий